Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/users/a/artemij14/domains/artemij14.myjino.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/users/a/artemij14/domains/artemij14.myjino.ru/engine/classes/templates.class.php on line 64 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/users/a/artemij14/domains/artemij14.myjino.ru/engine/modules/show.full.php on line 335 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/users/a/artemij14/domains/artemij14.myjino.ru/engine/classes/templates.class.php on line 52 Описание народного похоронного обряда » Радио Русь интернет канал фольклорной музыки

Радио Русь онлайн. Русское радио и Радио России без формата

Радио Русь эфир

Описание народного похоронного обряда

  • Дата: 31-07-2012, 00:11
  • Комментариев: 2

Описание народного похоронного обряда, также включающего значительное число церковных песнопений, присутствует в книге современного сибирского этнографа В. Похабова . Наряду с анализом похоронно-поминальных обычаев одного из сел, обследованных автором* книги, монография содержит несколько котированных образцов песнопений и поминальных духовных стихов.
Несколько образцов православных песнопений (Трисвятое; пасхальный тропарь, звучащий во время исполнения на похоронах, припевы воскресных тропарей и т.п.) в народной интерпретации входят в состав корпуса произведений, содержащихся в Смоленском музыкально-этнографическом» сборнике, посвященном похоронно-поминальным обрядам. Сборник включает в себя' также подробное описание обрядового функционирования духовных стихов и фольклоризованных песнопений.
Помимо опубликованной информации, существует значительный пласт неопубликованных источников, представляющий собой прежде всего полевые материалы, хранящиеся в фольклорных архивах. В последнее десятилетие XX — начале XXI вв. в связи с происходящей переменой в оценке рассматриваемых нами, явлений переходной культуры аудиофиксация песнопений, включенных в фольклорную традицию, становится-достаточно частым явлением.
В целом в описанной ситуации, бытования православных песнопений в восточнославянском фольклоре можно проследить две основные линии -песнопения^ исполняются- при.проведении- поздравительных обходов (рождественские, пасхальные христославления), а также являются; включенными в похоронно-поминальные обряды. Очевидно, подобное функционирование.
Звукозаписи, содержащиеся в ГАНО (фонд М.Н. Мельникова), Архивах традиционной музыки Новосибирской государственной консерватории и фольклорно-этнографического отделения НОККиИ. образцов церковно-певческой традиции маркирует собой ряд важнейших моментов в календарной и семейной обрядности.
Описание взаимодействия двух традиций, затрагивающего уровень интонационности, содержится в работах Т.С. Молчановой и М.К. Бурьяк. По мнению Т.С. Молчановой, «в селе Николаевское [Ленинградская область - Е.Ж.] церковное пение сформировало народно-песенное». При этом автор указывает на важную роль бывших церковных певчих в сохранении ценностей традиционной культуры: «В эпоху атеистического безвременья часто именно бывшие клирошане становились хранителями обрядов, в проживании1 которых объединялась вся община». М.К. Бурьяк, исследовавшая певческие стили Новгородской области, приходит к выводу о том, что церковное пение оказало серьезное воздействие на формирование местной фольклорной традиции; в частности, это влияние проявилось. на уровне фактуры ( совместного пения (имеются в виду октавные и терцовые вторы).
Сходная ситуация описана Е.В. Тюриковой в предисловии к сборнику «Песни села Белое». В начале XX века священником («попом Рубаном») в селе был организован хор для исполнения)как церковных и светских произведений, так и обработок местных народных песен, выполненных руководителем хора. Основной состав хора - певчие из церкви, что не могло не сказаться на стилистике (прежде всего на фактуре) исполняемого ими фольклорного репертуара: «Участники, церковного хора пользовались в селе особой любовью, уважением и, следовательно, влияли на местную песенную культуру». Упоминания о подобной просветительской деятельно сти церковных регентов и о влиянии церковных напевов на ладообразование народных песен присутствует в исследовании В.М. Щурова, посвященном южнорусской песенной традиции.
Наряду с другими русскими ассимилятами (частушками, игровыми песнями и т.п. см в) православные песнопения проникают в интонационные культуры неславянских коренных этносов Сибири (шорцы, хакасы, алтайцы и мн.др.), а также в традиционные культуры тюркских и финно-угорских народов Поволжья (чуваши, татары-кряшены, удмурты, коми-пермяки, марийцы, мордва). Очевидно, подобная ассимиляция стала возможна в результате христианизации этих народов, произошедшей в XVI-XIX вв. Наряду с жанрами народного происхождения в фольклорных традициях перечисленных этносов встречается исполнение наиболее известных православных молитв, таких как Отче наш, Богородице Дево, Достойно есть, Верую, Трисвятое, песнопений, посвященных отдельным наиболее почитаемым праздникам (тропарь и ирмосы Пасхи, Рождества, тропарь Кресту). Достаточно широко используются краткие припевы и молитвословия («Пресвятая Богородице», «Слава Тебе, Боже наш», припев воскресных тропарей). Функционирование этого слоя ассимилированных песнопений чаще всего представлено практикой пассивного хранения. Знание молитв, как правило, актуализируется при совершении похоронного обряда, во время которого поются и читаются наиболее известные и общеупотребительные песнопения. Сведения об исполнении молитв во время проведении похоронных обрядов содержится в статье Н.И. Жулановой о народных поминальных обрядах коми-пермяков, а также в сборнике «Песни завятских удмуртов»

. Существует также информация о включении песнопений (Отче наш, молебные припевы) в календарные и окказиональные ритуалы татар-кряшен. Каждая из этих работ содержит несколько котированных образцов фолышоризованных песнопений. Явление бытования православных песнопений в традиционных культурах коренных и переселенческих (чуваши) этносах "Сибири обозначено в статьях, выполненных по итогам музыкально-этнографических экспедиций в различные области сибирского региона. Помимо опубликованной информации автором настоящей работы принимаются во внимание полевые материалы, содержащие образцы пения и чтения православных молитв, бытующих у неславянского населения Сибири.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:







Наше

Радио

появилось на свет несколько лет назад. Идея возникновения - создание такой программы, которая бы возрождала древние песенные традиции Русской Земли. Неслучайно радио в простом народе воспринимается более безобидным, чем телевидение или интернет. Наше радио работает в формате народной музыки и пения. Есть так же духовная музыка и передачи, в которых принимают участие духовные лица.

Радио Русь

- это не развлекательное радио. На нашем интернет-радио вы можете отдохнуть душой, узнать о прошлом нашего Отечества и о том, что происходит в мире. Слушайте

радио

, пишите нам, участвуйте в рейтинге, вносите свои предложения.
Радио Русь - это преждде всего народное

радио

. Вы можете сделать его более привлекательным и интересным. Каждый учатсник - редактор на

Радио Русь

. Спешите узнать о новостях фольклора. О том что происходит в мире радио. Где и какие концерты народной песни пройдут в ближайшее время.
Чтобы слушать радио онлайн необходимо, перейти по ссылке "Слушать радио онлайн".
РАДИО-РУСЬ

Помощь по сайту

Карта сайта

Контакты

Ярилов зной

Реклама

ТРАДИЦИИ

Русская кухня

Колыбельные

Русская свадьба

Крестины

Обряды

БИБЛИОТЕКА

Сборники

Ноты песен

Тексты песен

Пословицы

Частушки

ВИДЕО

Клипы

Репортажи

Фильмы

Мультфильмы

Разное